понедельник, 9 февраля 2015 г.

Родителям о заикании.


Причин появления заикания много, но хочется ос­тановиться лишь на тех, 
в которых вольно или невольно по­винны сами родители

Одной из самых распространенных причин возникнове­ния заикания у детей является их чрезмерная речевая пере­грузка. 
Конечно, родители должны заботиться о речевом развитии ребенка, но при этом никогда не следует забывать о его возможностях и возрасте. 
К сожалению, часто взрос­лые слишком много читают детям стихов, рассказов и за­учивают с ними прочитанное. 
Причем стихи и рассказы вы­бирают иногда слишком сложные, трудные и для понимания и для произнесения. 
Родителям необходимо помнить, что в раннем детском возрасте речевые возможности ребенка ограничены: у него не развито еще в достаточной степени звукопроизношение, словарный запас беден, он недостаточно владеет граммати­ческими средствами языка. 
А взрослые требуют от него слишком многого, перегружая его речь, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, на­стойчиво требуя бесконечного запоминания. 
Правильно вы­говаривать все звуки речи ребенок может только после 4 лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный ап­парат. 
Поэтому до тех пор нельзя заставлять его произно­сить слова и фразы — трудные и в звуковом, и в смысловом отношении.
Не менее опасна для малышей  и перегрузка впечатлениями, которые вызывают эмоциональное перенапряжение ребенка. 
К сожалению, многие родители (опять из стремления развивать ребенка) часто водят детей в кино, театр, цирк, разрешают по­долгу смотреть телевизор.
Посещение кинотеатра детям дошкольного возраста во­обще не рекомендуется. 
Во-первых, потому что специаль­ных художественных фильмов для такого возраста почти нет, а во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для дошкольников.
Телевизионные передачи детям также не рекомендуется смотреть, за исключением специальных передач для самых маленьких, например, «Спокойной ночи, малыши».
После просмотра передач, так же как и после посещения кино, театра, цирка, у ребенка возникает очень много впе­чатлений, вопросов. 
Рассказывая о своих впечатлениях, рас­спрашивая взрослых, он, не владея в достаточной мере ре­чью, захлебывается, глотает звуки, с трудом подбирает мно­гие слова и выражения, перескакивает с одной мысли на другую, останавливается, снова начинает торопливо гово­рить. В таких случаях в речи малыша появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в стойкое заикание.

Все сказанное отнюдь не означает, что совсем не нужно развивать ребенка или полностью исключить всякие посе­щения театра, цирка. 
Но делать это нужно осторожно, постоянно помня о возрастных возможностях малыша, впе­чатлительности и легкой ранимости его нервной системы.

Иногда родители прибегают к другой крайности: они со­всем не развивают речь ребенка, не читают ему, не просят пересказывать прочитанное, не разучивают с ним детских стихотворений, очень мало разговаривают, не обращают внимания на его неправильное произношение, не поправ­ляют, когда ребенок говорит неверно. Родители в таких слу­чаях считают, что речь ребенка должна развиваться сама собой. «Нас-то ведь никто не учил. Сами заговорили в свое время», — обычно рассуждают они. Но если речь малыша не развивать специально (не повторять с ним с первых месяцев его лепет: «тя-тя», «агу-агу»), не заучивать со второй поло­вины первого года жизни некоторые слова, повторяя их по нескольку раз и показывая на предметы, ими обозначаемые, не требовать к году произнесения некоторых слов, то ребе­нок начнет отставать в своем речевом развитии, т. е. к концу первого года жизни у него не появятся первые самостоя­тельно произнесенные слова, а к полутора годам он не на­чнет говорить фразами, не сможет начать задавать вам во­просы.

Источник - сайт "Ракета" - зелёная планета (http://raketa166.at.ua)

Комментариев нет:

Отправить комментарий